Особенности российского рынка лекарств: взгляд со стороны РЛС

Г.Л. Вышковский, акад. МАИ, д.э.н., проф., президент Группы компаний РЛС

Ремедиум. 2006. № 4.

Проводя назначение лекарств, врач привык относиться к препарату, как к некоторой лекарственной форме, включающей действующее вещество и другие компоненты, помещенные в соответствующую ей упаковку – капсулу, ампулу, флакон. При этом он, как правило, знает механизмы фармакологического действия препарата, обусловливающие эффективность и безопасность его применения. Но мало кто из специалистов задумывается над тем, что препарат – это система со свойственным ей «жизненным циклом». В течение этого цикла он последовательно проходит стадии детства, молодости, зрелости и старости. Каждое лекарство – полноправный член фармацевтического сообщества (фармсоциум) – потребителей, продавцов, специалистов, его продвигающих, назначающих и других. Как реакция на воздействие информации о лекарстве, в фармсоциуме для каждого препарата формируются характеристики, в той или иной степени отражающие спрос фармсоциума на него. Развитие новых интернет-технологий позволило проводить измерения численных значений этого спроса, что коренным образом изменило возможности маркетологов при продвижении лекарств.

Специалисты РЛС – врачи, провизоры, программисты, лингвисты и специалисты в области статистики – создали интернет-сайт, с помощью которого через равные промежутки времени измеряются показатели спроса на каждое зарегистрированное в России лекарство. Делается это так. Каждый пользователь интернет-сайта RLSNET.RU, набирающий в поисковой форме его торговое название, фиксируется системой статистики сайта. По прошествии месяца эта система подсчитывает количество запросов по каждому из всех набранных названий и делит это значение на общее число запросов за месяц. Процентное отношение каждого из этих значений отражает спрос на препарат. Оно названо «индексом спроса» (Iv) – «Индекс Вышковского®». Таким образом, каждый препарат получил уникальную характеристику, изменяющуюся во времени и отличающую его от других. Специалисты РЛС построили зависимости изменения Iv препарата k (Ivk) от времени для нескольких тысяч препаратов K и сравнили их между собой. На рис. 1 приведен пример динамики Iv препарата k, принадлежащего множеству K.

При этом выяснилось, что значение Ikv (t) изменяется во времени закономерно. Как показал анализ, спрос на любой препарат включает: тенденцию роста или падения спроса (тренд), периодическое его падение и рост, обусловленные сезонными факторами, а также разного рода скачки спроса, обусловленные, в том числе, рекламными акциями и случайными воздействиями. Например, эпидемия гриппа сопровождается сезонным увеличением спроса на противовирусные и антибактериальные препараты. К весне этот спрос падает, зато возникает повышенный спрос на антимикотические лекарственные средства и корректоры обменных процессов. «Дыхание» спроса определяет ритм жизни лекарственного средства. Спрос на лекарственный препарат закономерно изменяется в течение года, а индекс спроса на него отражает отношение к нему фармсоциума. Значение индекса спроса может быть использовано врачом для выбора наиболее популярного среди фармсоциума препарата, если дело касается выбора наиболее эффективного синонима или аналога для проводимой схемы лечения. С этого года в основной книге серии РЛС – «Энциклопедии лекарств» – размещается рейтинг первой 1000 наиболее востребованных лекарственных препаратов («Энциклопедия лекарств»-2006, с. 1376). Сокращенный вариант первых 34 наиболее востребованных торговых названий мы приводим в этой статье. Эти цифры - средние арифметические помесячных значений Iv, рассчитанные в каждый из 12 месяцев 2005 года. Как специалист может применять эти данные на практике? Например, при лечении системных микозов требуется синонимическая замена препарата с действующим веществом Флуконазол. Как ее осуществить одним из наиболее оптимальных способов? Используйте таблицу индексов спроса для выбора препарата с действующим веществом Флуконазол, имеющего наивысшее значение Iv. Затем подберите по предметному указателю «Энциклопедии лекарств» нужную лекарственную форму. Ознакомьтесь внимательно с описанием препарата (в таблице указаны номера страниц с их описанием), приведенным в основном разделе справочника. Индексы спроса различных препаратов бывает полезно сравнить в том случае, когда медицинские представители различных фирм-производителей препаратов-синонимов с одинаковой степенью уверенности начинают раскрывать положительные свойства продвигаемых ими препаратов. В результате врач стоит перед выбором того или иного расхваливаемого лекарства. Если для некоторого отрезка времени в координатах Iv,İv Построить множество точек (İvk, Ivk), характеризующих первые k наиболее спрашиваемых препаратов, (здесь k Î [0, K], а Ikv – скорость изменения индекса спроса), то мы получим диаграмму состояния фармрынка для данного отрезка времени. На рис. 2 представлены диаграммы состояния для четырех различных временных отрезков: сентября, октября, ноября и декабря 2005 года.

 

Какое число препаратов K следует выбрать для достоверного представления о состоянии всего фармрынка? Это число можно получить эмпирически. Для этого построим графики распределения Ivk от k для отрезка времени Δ t, на которых значения Ivkрасположены в порядке убывания (см. рис. 3). Теперь наложим на этот график такие же кривые распределения, полученные для других отрезков времени (см. рис. 4).

Как видно из рисунка, полученные кривые являются распределениями с длинными «хвостами» (при K>100). И хотя реально на рынке более или менее активно продаются около 3000 препаратов, существенные изменения кривых распределения заканчиваются уже на значениях K=100. Поэтому, если мы построим диаграммы состояния только для первых 100 препаратов, то можем увидеть на ней наиболее существенные изменения, происходящие на фармрынке. Так, на рис. 2 даны для сравнения диаграммы состояния, построенные для четырех месяцев фармрынка России в 2005 году. Их визуальный анализ дает возможность сделать следующее заключение. Из скопления множества препаратов со значением K=100 выделяется 10-20 наиболее востребованных. Эти препараты -«звезды». Как правило, каждая «звезда» принадлежит разным фирмам. Это значит, что тенденция сегодняшнего рынка состоит в попытке каждой фирмы выделить из множества своих препаратов одно, максимум два, торговых названий. Именно в их продвижение они вкладывают основные средства. Значит, именно этот подход дает сегодня максимальную выгоду. Вот уж действительно, если «звезды» зажигают, значит это кому-то нужно.

Что полезного может получить специалист из этого вывода? Многие из наиболее спрашиваемых препаратов являются высокоэффективными, высокотехнологичными препаратами. Однако в силу дорогостоящего их продвижения они доступны только наиболее обеспеченной прослойке потребителей. Их ближайшие аналоги и синонимы находятся в другой ценовой нише (как правило, в несколько раз дешевле), но остаются также достаточно эффективными при соответствующей терапии. Аналогичная картина наблюдается и в более узких фармакологических группах.



Еще много интересного
Полная версия >>
© 2000-2019. РЕГИСТР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РОССИИ® РЛС®

Все права защищены. Не разрешается коммерческое использование материалов. Информация предназначена для медицинских специалистов.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru