Прогноз аптечных продаж: современные методы

А.Л. Горбунов, руководитель направления онлайн-маркетинга, «Регистр лекарственных средств России»

Новая Аптека. 2005. №12. 

Ощутимый вклад в прогресс российского рынка лекарственных средств вносят ориентированные на него маркетинговые и консалтинговые структуры. Однако совершенно безоблачной картинку российского фарммаркетинга назвать нельзя: усложнение организации рынка по мере его развития, возникновение на нем новых сущностей и измерений – вызовы, реакция на которые следует с заметным запаздыванием, а возникающие при этом переходные процессы создают нарушенный «гормональный фон». Тому есть немало примеров, вот один из них. Для любых аптечных структур, а в особенности для аптечных сетей, одной из наиболее актуальных является задача прогноза продаж препаратов, решение которой позволяет оптимизировать политику закупок. Чтобы прогнозировать продажи надо, как минимум, знать их объемы в прошлом для рынка в целом, а на сбор и обработку информации уходит в лучшем случае месяц. То есть результаты таких исследований часто устаревают еще до принятия решения об их проведении. Впрочем и такое знание не есть надежная основа прогноза, поскольку оно позволяет лишь экстраполировать в будущее текущие тенденции и не позволяет предвидеть их изменения.

Решение проблемы предлагает группа компаний «Регистр лекарственных средств России» (РЛС), до сих пор известная как издатель медицинских справочников, где в настоящее время развивается направление исследований фармацевтического рынка на основе изучения информационного спроса на препараты. Сайт компании www.rlsnet.ru – наиболее посещаемый фармацевтический ресурс российского Интернета: каждый день сюда заходят более 9 500 посетителей и задают около 90 000 запросов по лекарственным препаратам. Анализируя этот огромный поток обращений посетителей, среди которых более 50% - пациенты, РЛС вырабатывает показатели информационного спроса на лекарства (индекс Вышковского): чем больше интересуются лекарством, тем выше этот показатель. Сравнение показателей информационного спроса от РЛС с показателями продаж выявило их тесную связь.

Примером может служить приводимый график, на котором зеленая кривая – показатель спроса на препарат Биопарокс по данным РЛС для интервала январь 2004 г. – март 2005 г., а черная – показатель продаж для того же временного интервала по данным ЦМИ Фармэксперт (доля продаж данного препарата в общем объеме продаж). Во многих случаях изменения показателей спроса опережают изменения показателей продаж (обычно на 1–6 недель), что означает надежный прогноз изменений тенденций. А немедленная доступность данных по спросу на сайте РЛС дает нулевую задержку относительно рынка.



Еще много интересного
Полная версия >>
© 2000-2019. РЕГИСТР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РОССИИ® РЛС®

Все права защищены. Не разрешается коммерческое использование материалов. Информация предназначена для медицинских специалистов.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru